«Интеллигентность = самоопределение + эрудиция +
творческая способность»
«Говорят, в звериных стаях есть особи – маргиналы с нестандартным поведением: их держат в унижении и пренебрежении, однако не убивают. А когда стая оказывается в нестандартной, опасной ситуации, их выпускают вперед: если погибнут – не жалко, а если не погибнут, то, может быть, отыщут выход». Этот пример из естественной истории академик Михаил Леонович Гаспаров привел на одной из международных конференций, посвященных судьбам интеллигенции, выражая мнение, что в переходную эпоху в «обществе риска» спрос на таких «маргиналов», имеющихся и в человеческой стае, резко возрастает. Они становятся героями новой индивидуалистической эпохи со стремительно меняющимися условиями, требующими ответа на вызовы времени. Именно к ним и относится определение «интеллидженси», цитируемое из Оксфордского словаря: «часть нации, стремящаяся к самостоятельному мышлению». Можно ли отнести это определение хоть в какой-то степени к менталитету и профессиональной компетентности современного библиотекаря?
В какой мере сегодня соотносимы понятия «библиотекарь» и «русский интеллигент», «таинственный персонаж отечественной истории», на чьей совести революции и реформы, триумфы и трагедии» (А.В. Соколов)? Профессор А.В. Соколов, посвятивший немало статей исследованиям профессионального сознания библиотекарей, выводит формулу: интеллигентность = самоопределение + эрудиция + творческая способность, на основании которой делит всех библиотечных специалистов на 4 группы: 1) аристократы духа; 2) специализированная интеллигенция – специалисты (эти 2 категории он относит к интеллигенции; увы, редки они в наших рядах!); 3) исполнительская полуинтеллигенция; 4) гуманитарная полуинтеллигенция. Он же по степени пассионарности и направленности личности выделяет Жанн, Пенелоп и Клеопатр. С сожалением мы вынуждены констатировать, что пути интеллигенции и библиотекарей все больше расходятся, хотя и не безнадежно: это зависит от самой библиотеки, ее организационной структуры, моделей управления. Находящееся на коренном переломе своего развития общество и ускоренная модернизация библиотечного дела требуют именно таких специалистов: конструктивно мыслящих, обладающих высокой степенью креативности, с профессиональной рефлексией и индивидуальной тактикой профессиональной деятельности. Особые требования предъявляются к масштабу личности: это должны быть нестандартно мыслящие, духовно и психологически свободные люди. Реально на первый план выходят активно востребованные потребностями практики (активная информатизация, корпоративные проекты по созданию электронных ресурсов, электронная доставка) библиотекари-технологи. И в обучении библиотекарей сегодня, как правило, преобладает технологическая составляющая.
Подиум-дискуссия: Библиотекарь «играющий»
или «информирующий»?
Каким должен быть библиотекарь (навигатор, консультант, аналитик, менеджер знаний), чтобы ответить на вызовы времени и соответствовать ожиданиям читающей публики и всего современного общества? Что должен знать, уметь, каким обладать профессиональным сознанием? Ответы на эти вопросы означают и формулирование новых требований к профессиональной компетентности библиотекарей (старые квалификационные требования безнадежно устарели), и разработку новых нормативных документов – должностных инструкций, пакета по аттестации, и внедрение в практику новых программ непрерывного образования.
На эти вопросы мы стремились ответить и в ходе повседневной практики, внедряя новые модели управления, включающие проектное развитие и деятельность проектных групп, социальное партнерство, работу команды. И в ходе профессиональной дискуссии, организованной на страницах регионального журнала «Читай-город», издаваемого библиотекой (Интеллигент? Интеллектуал? Функционер?). На страницах современной печати последние 10 лет неоднократно справляли поминки по интеллигенции (как, впрочем, и по современной литературе): «Интеллигенция умерла, и похороны должны быть своевременными, чтобы не заразиться продуктами разложения» (Эксперт-Урал, 2003, № 43, с. 32-33). К какому же слою принадлежит современный библиотекарь? Это интеллигент с высоким уровнем духовной культуры, с идеалами и стремлением к выполнению своей миссии? Или хорошо образованный интеллектуал, незаурядная личность, стремящаяся к реализации собственных целей и задач? Функционер, добросовестно и скрупулезно выполняющий свои обязанности, определенные должностной инструкцией (бывает, что и нет)? Библиотекарь играющий – «Homo Ludens» («Человек играющий») Йохана Хёйзинги, созидающий, творящий собственное игровое культурное пространство, или библиотекарь информирующий (технолог), востребованный повседневной практикой?
Своеобразным подведением итогов стала подиум-дискуссия, проведенная в структуре российской конференции «Проблемы модернизации библиотек для детей и юношества» в декабре 2004 года совместно с редакцией газеты «Библиотека в школе». В
ней приняли участие представители 25 регионов России.
Подиум-дискуссия – это игра и одна из технологий, с помощью которой можно вести коллективный поиск ответов на любые вопросы, в том числе значимые вопросы библиотечной практики: профессиологии и профессионального сознания, выстраивая систему аргументации по каждой из сформулированных позиций, без утверждения одной из них как единственно верной.
Кратко о правилах игры: 1) вопрос, вынесенный на обсуждение не должен иметь однозначного ответа; 2) тему дискуссии заранее знают только ведущий, оппоненты и эксперты; 3) роли оппонентов распределяются по жеребьевке и заранее, чтобы у них было время на подготовку; в ролях оппонентов важно не свое мнение, а умение искать аргументы и отстаивать даже ту точку зрения, с которой не согласен (это тоже толерантность), выстраивать цепь доводов; 4) в игре участвуют – 2 сторонника противоположных точек зрения, независимые эксперты; 5) оценивается не содержание выступлений и не «хорошо-плохо», а стратегия ведения дискуссии оппонентами и аудиторией; 6) каждому из участников предоставляется право задать вопросы оппонентам, экспертам, а потом – «свободный микрофон», чтобы высказать свое мнение; 7) итоги дискуссии подводят независимые эксперты (Громова О.К. В поисках толерантности: Подиум-дискуссия как форма внеклассной работы // Библиотека в школе.- 2004.- № 20.- С. 19-23).
Позиции оппонентов – противоположные точки зрения на ментальность и формы деятельности современного библиотекаря.
Библиотекарь информирующий (технолог)
Все мы, библиотекари, допускаем герменевтическую ошибку – о своих проблемах мы судим «изнутри». Многое видим так, как хотим видеть. А вот, например, посмотрим на себя глазами художественной литературы (где все психологические типы и ситуации описаны, разобраны и полезнее квалифицированному психологу, чем даже Юнг и Фрейд). Художественная литература в индивидуальных образах отражает то, что типично, имеет всеобщее значение. И что же пишут о нас писатели? Какими они нас видят? В подавляющем большинстве мы – функционеры, исполнители, стоящие на нижней ступеньке социальной структуры, маленькие кирпичики интеллигентской пирамиды (причем тоже нижние). Особенно ярко выписаны мы технологами и функционерами в современном детективном жанре. Плохо ли это? Если учесть, что информация правит миром (или скоро будет им править), а
библиотекарь управляет информацией, то (простейший силлогизм)
библиотекарь правит миром. Закон логики!
Давайте посмотрим с умеренным оптимизмом далее. Степень владения библиотекарем информационными ресурсами определяет степень его успешности в обществе. Интеграция страны в мировое сообщество – это электронная библиотека, это новые технологии образования, чтения. Когда мы говорим о развитии критического мышления через чтение и письмо, – мы опять говорим о технологиях! Тридцать основных отраслей знания связаны с информационными технологиями. Получается, что
Библиотекарь информирующий – это технолог, от которого зависит прогресс страны.
Вообще, что такое технологии? Это совокупность приемов и способов выполнения каких-либо видов работ. Любой библиотечный процесс технологичен. Профессиональная компетентность – это, прежде всего, владение технологиями. Профессиональная компетентность в полном объеме – владение максимально большим количеством технологий. Причем мы, библиотечные технологи, владеем
технологиями книжной и экранной культуры, то есть умеем работать с информацией на различных носителях.
Самое важное в библиотеке – предоставлять информацию вовремя, быстро. Современная библиотека – это «информационное технологическое производство».
Преимущество
Библиотекаря информирующего в том, что его
можно очень быстро подготовить. Особенно быстро обучаемости компьютерным технологиям поддаются библиотекари с такой рабочей модальностью, как кинестетики.
Технолог прекрасно организован. Если цель науки – каталогизация Вселенной, необходимая, чтобы вернуть ее Господу Богу в полном порядке, то главное – каталог, система!
Библиотека – сильно феминизированная область труда. Соответственно гендеру, феминности,
женщины – хорошие технологи.
Считается, что технолог далек от рефлексий. Читать, а, тем более, играть ему некогда. Это потому, что мы, технологи, считаем, что отвлеченные вещи, абстракции… не могут повлиять на качество работы. Не каждому дана соответствующая креативная психоэнергетика, интеллектуальная субкультура не может быть актуальна в современной библиотеке.
Наконец, технолог (Библиотекарь Информирующий) имеет
высокий уровень социальных амбиций и способен добиться успеха.
Библиотекарь играющий
Вспомним хорошо известное: «Человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра». Метафора «Homo Ludens» - «Человек Играющий» Йохана Хёйзинги, замечательного голландского историка и философа, как «ницшеанский сверхчеловек» или «бахтинский карнавал» хорошо известна интеллигенции, означая человека, творящего мир, созидающего, творческого. Библиотекарь играющий создает особое творческое игровое культурное пространство, «игровую стихию», преодолевая утилитарный, технологический, одномерный взгляд на библиотеку. Это особая ментальность, которая дается человеку изначально и формируется в ходе практической деятельности, требующей рефлексии и творческого созидания на основе широкого кругозора и эрудиции (т.е. в соответствии с формулой А.В. Соколова, интеллигентность = самоопределение + эрудиция + творческая способность - речь идет об интеллигенте).
Основу личности
библиотекаря играющего составляет
способность к творчеству. Творчество основано на хорошо развитом воображении. Психология определяет воображение как особую форму человеческой психики, занимающую промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение помогает человеку переноситься во времени и пространстве, моделировать миры, создавать то, что до сих пор не существовало. Вся материальная и духовная культура общества создана
личностями играющими. Но как всякий психический процесс, воображение, если к нему не обращаться, не тренировать, со временем деградирует.
Библиотекарь играющий постоянно находится в процессе творчества: он выдвигает идеи и разрабатывает проекты и новые модели взаимодействия с читателями, составляет программы читательского развития, рекомендательные пособия. Он в постоянном творческом поиске: прокладывает новый путь к цели, вовремя генерирует новую идею, отвечающую вызовам времени. Он не только владеет современными технологиями, но может разработать новые. А каждое общение с читателем для него – новая игра, которую трудно спроектировать заранее.
Библиотекарь играющий обладает особой
пассионарностью для воплощения своих идей. Обладая яркой индивидуальностью, он постоянно проявляет инициативу, даже в тех случаях, когда она наказуема.
Это
рефлексирующая личность, которая находится в постоянном поиске смыслов (соответствует ли его деятельность требованиям времени, новой эстетике, интересам читателей), а не только выполняет задания, технологические цепочки и алгоритмы.
Всей своей деятельностью
библиотекарь играющий подтверждает шекспировскую мысль, что самые глупые и лживые поступки на земле совершаются с самыми серьезными лицами. Для творческого интеллекта характерна свобода и тщательно охраняемая серьезность и ее оборотная сторона - заботливо драпируемая несерьезность,
ироничность. Она свидетельствует о не принятии данности, а желании ее отрефлексировать, об умении посмотреть на себя со стороны, критически оценить сделанное, остаться недовольным собой и искать дальнейший путь, констатируя: можно было сделать лучше. Ирония и умение посмеяться над собой – основа выживания даже в экстремальных условиях.
Библиотекарь играющий отлично играет в команде, где одна индивидуальность дополняет другую. Один делает пролом в глухой стене, потому что он лучше определяет стратегию, другой игрок этот пролом облагораживает, сооружая косяк, третий – дверь, четвертый красит, пятый приделывает необыкновенную ручку и уголки. Сооружена прекрасная дверь в будущее.
Благоприятная среда для такого специалиста – многоальтернативная для творческого выбора. Он может реализоваться только при этих условиях. В противном случае, он, как правило, уходит, чтобы реализовать себя в другой среде. По А. Маслоу и С. Выгодскому, потребность творческой реализации – одна из самых сильных у человека.
Библиотекарю играющему необходима свобода самовыражения, не стесненная стандартами, ограничениями, запретами. Игра осуществляется при абсолютной свободе. Там, где кончается свобода и начинает действовать принуждение, там кончается игра и остается технология. Йохан Хёйзинга показывает это на примере тоталитарных государств в книге «В тени завтрашнего дня». За эти идеи он расплатился своей жизнью в концлагере в 1943 году.
Итоги подиум-дискуссии. В ходе дебатов, когда точно была определена каждая из позиций, заданы и получены ответы на вопросы, участники должны были прийти к своему мнению, а не общему. Выводы экспертов строились не на законах оппозиции, а на
тринитарной методологии (термин из трудов Ю.М. Лотмана введен в библиотечный оборот С.Г. Матлиной). Соотношение
библиотекарей играющих и
библиотекарей-технологов каждая библиотека должна определить для себя сама в зависимости от миссии и целей деятельности (по З. Фрейду: лишь небольшое количество людей способны к творческой продуктивной деятельности; творческий потенциал страны – это 20% биологически активных особей, которые влекут общество вперед). Существует и успешно развивается целый ряд библиотек, позиционирующих себя как информационное производство. Здесь работают интеллектуалы, никаких родовых признаков интеллигенции у них нет. И это выбор самой библиотеки.
Профессиональная компетентность
Дискуссии о библиотекарях играющих и информирующих не бесплодны. Они позволяют организовать на новом уровне работу по повышению профессиональной компетентности библиотечных специалистов.
Для этого в библиотеке проведено исследование по выявлению личностных особенностей библиотечных работников СОБДиЮ (практический исполнитель – главный библиотекарь О.Г. Воробьева, это ее дипломная работа, научный руководитель – профессор Уральского института прикладной психологии А.Л. Загорюев). Тема исследования – «Я-образ библиотечного работника». Объектом исследования стали 50 специалистов в возрасте от 18 до 55 лет с различным семейным положением. Исследовались структура и содержание «Я-образа» библиотекаря, представление личности о себе как профессионале и влияние на его формирование различных факторов.
В ходе исследования была собрана и проанализирована информация, составляющая структуру личности:
- профессиональная направленность (мотивы, ценностные ориентации, профессиональная позиция);
- профессиональная компетентность;
- психологические качества личности;
- типы профессионального поведения;
- гендерные стереотипы – обусловленность профессиональной деятельности психологическим полом: маскулинность – фемининность - андрогинность.
(Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей. Удел женщин – это экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда. Они работают в непроизводственной сфере, труд в которой малопрестижен, малооплачиваем и связан с выполнением обслуживающих функций. Андрогинны – понятие, обозначающее людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества).
Полученные результаты помогли определить психологические особенности, профессиональное сознание и потенциал коллектива библиотеки и определить возможности и перспективы его развития.
Мы солидарны с требованиями к профессиональной компетенции, которые разработаны международным библиотечным сообществом. Секцией библиотек для детей и подростков ИФЛА в 2003 г. создано Руководство для детских библиотек. В разделе «Людские ресурсы» определены необходимые качества сотрудников детских библиотек, обеспечивающие эффективность деятельности. Это:
«- энтузиазм;
- выраженные коммуникативные навыки, умение работать в команде, решать проблемы;
- способность к сотрудничеству;
- инициативность, гибкость, инновационность;
- способность анализировать потребности пользователя, планировать, реализовывать и оценивать услуги и программы;
- стремление к профессиональному развитию.
Сотрудникам детских библиотек необходимо также знать и понимать:
- детскую психологию и возрастные особенности развития;
- теоретическую основу популяризации чтения;
- актерские и культурные возможности;
- детскую литературу (книги и другие носители)».
Несмотря на то, что этот перечень носит рекомендательный характер, он довольно точно отражает современные реалии и включает знания и умения особо значимые, составляющие профессиональную компетентность сотрудника детской и юношеской библиотеки. Компьютерная грамотность и владение информационными технологиями здесь не названы, поскольку, судя по всему, входят в структуру базовых профессиональных умений, и являются для всех обязательными, что следует из других разделов Руководства.
В нашей библиотеке требования к профессиональной компетентности специалистов включены в аттестационные документы и учитываются при проведении аттестации и присвоения квалификационной категории, которая определяет размер надбавки к должностному окладу. Среди особо значимых знаний и умений, которыми должен владеть специалист, мы выделяем:
- проектную деятельность (разработку собственных авторских программ и проектов, участие в реализации проектов, работу в проектных группах);
- коммуникативные навыки, работу в команде, выработку консенсусного поведения;
- владение новыми социальными и интеллектуальными технологиями;
- знание литературы, современных приемов продвижения чтения;
- компьютерную грамотность (умение работать в важнейших программах, готовить необходимые информационные продукты, вести поиск в Интернет, использовать компактные диски).
Несмотря на то, что в нашей практике много стандартизированных технологий, которыми должен владеть каждый специалист, особое внимание мы уделяем креативным способностям специалистов, деятельности творческой личности, разрабатывающей и реализующей авторские программы и проекты в различных областях библиотечной деятельности (модернизация, создание и использование информационных ресурсов, культурное и творческое развитие читателей, издательские стратегии и т.д.).
В систему повышения квалификации входит не только регулярное знакомство с новой информацией, связанной с реформированием административной и бюджетной сфер, современными технологиями – информационными и гуманитарными, детской и юношеской литературой, но и разрабатываются собственные образовательные траектории для специалистов различного профиля. Особое внимание уделяется тренингу не только как форме активного обучения, развитию умений и навыков, но и как методу создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения проблем.
На наш взгляд, систематическая работа по повышению уровня профессиональной компетентности и профессионального сознания происходит не только в системе непрерывного образования, но и в результате внедрения новых моделей и инструментов управления: проектной деятельности, социального партнерства, кадровой политики.
Так в системе обучения и системе управления рождаются
библиотекарь играющий, определяющий и разрабатывающий «точки роста» и «технологии прорыва», и
библиотекарь информирующий (технолог), осуществляющий их поддержку.
Третий фестиваль «Молодые в библиотечном деле. Карьера.Имидж», прошедший в Екатеринбурге весной 2004 года, продемонстрировал, что у нас есть достойная смена. Свердловская областная библиотека для детей и юношества представила целую генерацию молодых, образованных, творческих, нестандартно мыслящих специалистов, получивших немало призов на фестивале. Об их индивидуальностях свидетельствует и подготовленная ими электронная презентация в форме компьютерной анимации - яркая демонстрация слияния новых технологий и творчества.
Приложение. Команда X: The new library generation
Представьте, что в нашу библиотеку (где есть Команда, а основа философии – Библиотекарь Играющий) приходят молодые специалисты. Они проходят на заповедную территорию через культурный терминал и таможенно-эстетический контроль. И у них появляется своя модель для сборки, свой Локомотив «Желание».У них собственные картинки библиотечной жизни, но мы (ветераны) внушаем им Принцип Одной семьи. Трассы, бегущей за горизонт. Мы вовлекаем их в Игру и сами играем. И все очень серьезно! Мы рассказываем им о типологиях библиотекарей в художественной литературе – и предлагаем создать собственную (домашнюю) типологию. Оказывается, у нас есть библиотекарь играющий + филолог классический (с функцией хранительница); Библиотекарь-космополит («лицо библиотеки»); Идеалист, романтик, мечтатель; Привлекательный библиотекарь (+практический психолог). Наконец, Типичный Библиотекарь. Как мы его видим? Это человек современной информационной культуры, техническая мысль дружит с гуманитарной. Отзывчив на инновации, к креативу всегда готов. Убежден, что идеология без технологии значит очень мало и наоборот. Технология библиотечного успеха – в мультимедийности как принципе.
Надеемся, что 10 грамм свежей библиотечной мысли и полторы минуты нашего анамационного ролика не отяготят вашу ручную кладь.
Дерзкая идея снимать кино появилась от необходимости экспериментирования в повседневной жизни. Это такой тонкий замысел, опирающийся на законы маркетинга, пиара, консалтинга, консенсуса и еще других явлений современности. Это проект, work in progress. Наконец, это наша радикальная художественная новация в жанре анимации. Главное формальное новшество этого сериала – в жанровой, нарративной и интонационной непредсказуемости. Нас сильно волновала проблема выражения процессов библиотечной коммуникации – традиционные методы лингвистики уже мало что могут дать. Поэтому мы прибегли к новому жанру русской традиции в библиотечной науке – невербальной семиотике, используя приемы гаптики, никесики и окулесики. Гаптика выявила богатство значений характеристик коммуникативного пространства в библиотеке. Это каша и осколки, богатые наборы смыслов. Причем жестовый материал оказался столь богат и содержал так много неожиданностей, что возникла идея провести подробный кросскультурный анализ конкретных и специфических библиотечных жестов. Мимики, поз. Решено составить «Словарь языка библиотечных жестов». В постановке фильма использованы элементы ситкома (комические ситуации, постоянная группа героев в повторяющихся декорациях то и дело неожиданно пробегает по экрану – это группа молодых специалистов СОБДиЮ). Лаконичные, значимые подписи выполнены в технике улетающего электронного письма. Абсолютно оригинальна и неожиданна типология библиотечных улыбок, вспыхивающих там и сям. Окулесика (здесь мы вспомнили классическое: «в угол, на нос, на предмет») – наука о языке наших глаз. Но если эти элементы разлучить, они начнут значить что-то совершенно другое, не то, что вместе. Обратите внимание – выдержана физическая и психологическая дистанция между героями – девственно пусты пространства кадра. Принципиально решена проблема звука. Голос за кадром говорит с сильным русским акцентом. Звучат отрывки популярных мелодий, стук каблуков, звук отъезжающих очков и другое – все призвано создать определенную библиотечную ауру, обозначить звуковой код. В начале и конце фильма (кольцевая структура) звучит песня в стиле «два притопа, три прихлопа». We will, we will rock you! – в этой песне поется о том, что Работа в библиотеке – это рок! Особенно в СОБДиЮ! Если ты попал в библиотеку, то никуда уже не денешься. Это интеллектуальная клетка. Да никуда и не хочется уходить! Мы еще потрясем вас! We will rock you! Мы еще потрясем вас! И пусть Дисней отдохнет!